DAVIS Miles
Трубач, композитор, руководитель самых известных джазовых ансамблей ХХ века, выдающийся новатор.Майлз ДЭВИС
Miles Dewey Davis
25.05.1926, Элтон, шт. Иллинойс
Начав карьеру джазового музыканта в квинтете Чарли Паркера, через несколько лет стал родоначальником нового направления (кула), затем представлял модальный джаз и первым создал джаз-рок-группу. Отмечая широту интересов и многогранность его таланта, Дюк Эллингтон сравнивал Дэвиса с Пикассо.
Начал играть на трубе в 13 лет. Намеревался стать академическим исполнителем, однако довольно быстро добился признания как джазмен, выступая с ансамблями Сонни Стита и Кларка Тэрри. В 1945, учась в Джульярдской музыкальной школе в Нью-Йорке, посещал джем-сэшнз на 52-й улице.
В ноябре этого же года вошел в квинтет Чарли Паркера, записав Now’s The Time и Billie’s Bounce. Не обладая виртуозной техникой Диззи Гиллеспи, постепенно вырабатывал собственное звучание — длинные ноты без вибрато, частое использование сурдины, короткие фразы и многозначительные паузы. По мнению критика Андре Одэра, Дэвис придал музыке Паркера интимный характер.
В конце 1945 года уехал в Сент-Луис, чтобы присоединиться к оркестру Бенни Картера, но работа в биг-бэнде не понравилась и через несколько месяцев вернулся в Нью-Йорк и вновь играл с Паркером. В 1946 заменил Диззи Гиллеспи в оркестре Билли Экстайна, в то же время выступал с Сонни Ститом и Джином Аммонсом. В 1948 судьба опять свела его с Паркером, кроме того, его партнерами стали Сонни Роллинз, Джон Льюис и Макс Роуч.
В 1948 собрал нонет, который вошел в историю джаза как Capitol Band — первый ансамбль так называемого прохладного джаза. Состав нонета был для того времени достаточно оригинален: труба, тромбон, валторна, туба, альт- и баритон-саксофон, фортепиано, контрабас, ударные). Термин «кул» впервые появился на пластинке Дэвиса 1949 года The Birth Of The Cool, на которой были записаны композиции и аранжировки Джерри Маллигена, Джона Льюиса, Гила Эванса и Джона Каризи.
К сожалению, карьера Дэвиса была неровной, в 50-е годы он увлекся наркотиками и после записей 1950–51 годов с составом Metronome All Stars не появлялся на сцене четыре года. Только в 1955 собрал ансамбль, в который вошли Джон Колтрейн, Рэд Гарленд, Пол Чеймберс, Филли Джо Джонс (иногда присоединялся Кэннанбол Эддерли).
Во второй половине 50-х Дэвис становится признанным лидером современного джаза и начинает экспериментировать в области формы и гармонии, заменяя традиционные аккордовые последовательности остинатными басовыми формулами (альбомы Milestones, 1958, Kind Of Blue, 1959). В то же время он записывает (на трубе и флюгельгорне) с оркестром Гила Эванса сюиты, которые можно отнести к «третьему течению» — Miles Ahead (1957), Porgy And Bess (1958), Sketches Of Spain (1959).
В 60-е годы Дэвис собрал новый квинтет, в который пригласил молодых виртуозов: Уэйна Шортера, Херби Хэнкока, Рона Картера, Тони Уильямса, триумфально гастролировал в Европе и выпустил альбомы, которые считаются вершиной развития акустического джаза: Davis In Europe (1963), Seven Steps To Heaven (1963), My Funny Valentine (1965), E.S.P. (1965), Miles Smiles (1967) и др.
Новый виток популярности пришелся на конец 60-х годов, когда Дэвис обратил внимание на электроинструменты, на энергетику рок-музыки, отказался от использования тем, напоминающих джазовые стандарты, разработал новый тип аранжировки (продолжительные композиции цементировались короткими риффами) и пригласил в свою группу молодых исполнителей — Джо Завинула, Джона МакЛафлина, Чика Кориа, Дэйва Холленда, Ленни Уайта, Билли Кабэма, Стива Гроссмана, Аирто Морейру и записал ряд джаз-роковых альбомов: Filles De Kilimanjaro (1968), In A Silent Way (1969) и Bitches Brew (1970).
В 70-е годы Дэвис утвердил на сцене новый тип джазового шоу и стал частым гостем американских и европейских джаз- и рок-фестивалей. Однако здоровье Дэвиса ухудшалось. Смерть близких ему музыкантов, воспаление легких, автокатастрофа, повреждение коленного сустава, наркотики и неприятности с полицией — все это привело к сильной депрессии, и после 1975 года он шесть лет не появлялся на сцене.
О выздоровлении и возвращении возвестил альбом 1981 года The Man With A Horn. В оркестре вновь появились новые имена (он всегда умел открывать таланты) — Джон Скофилд, Кенни Гаррет, Майк Стерн, Эл Фостер, Маркус Миллер, Боб Берг и др. Новый стиль, который можно охарактеризовать как фанк-рок-джаз, был представлен альбомом Tutu (1986). Майк Зверин назвал его «звуковой дорожкой десятилетия». Дэвис продолжал гастролировать вплоть до своей кончины в 1991 году.
Самые популярные темы Дэвиса: Four, All Blues, Tune Up, Blues By Five, Seven Steps To Heaven, Solar, Milestones, So What.
ИЗБРАННЫЕ ЗАПИСИ:
- Jeru (1954)
- Birth Of The Cool. 1949–50 (1956)
- Miles Davis Greatest Hits (1957)
- Bags Groove (1957)
- Miles Ahead (1957)
- Milestones (1958)
- Porgy And Bess (1958)
- Kind Of Blue (1959)
- Someday My Prince Will Come (1961)
- Miles Davis At Carnegie Hall (1962)
- My Funny Valentine (1964)
- E.S.P. (1965)
- In A Silent Way (1969)
- Bitches Brew (1970)
- Miles Davis At The Fillmore (1970)
- LiveEvil (1971)
- Black Beauty (1974)
- Agharta (1976)
- We Want Miles (1982)
- Tutu (1986)
- Ballads. 1961–63 (1988)
- Aura (1989)
- The Essence Of Miles Davis (1991)
- The Complete Live At The Plagged Nickel. 1965. 8CD (1995)
- Miles Davis/Gil Evans The Complete Columbia Sudio Recordings. 11LP/6CD (1996)
- Miles Davis Live And Electric (1997)
- The Music Of Miles Davis (1998)
- Майлз Дэвис и гиганты современного джаза (1989)
НЕСКОЛЬКО ИМЕН ИЗ НАШЕЙ ЭНЦИКЛОПЕДИИ:
(просто нажмите на фотографию)
Это большое и нужное дело... я всегда восхищался тем, как бережно американцы относятся к своей культуре! Отреставрированы все записи, собраны все мемуары, не потерялся ни один исполнитель...
Вы делаете неоценимый труд и для наших современников и для будущих поколений россиян!
В. Киселев (Москва)
|
Спасибо В. Фейертагу ...Очень благодарен Вам (и все дальневосточные музыканты) за включение наших имен в справочник "Джаз в России". Очень рад! А за молодых ребят ОСОБЕННО!
Теперь их вся РОССИЯ сможет узнать. ... Мы и далее будем стараться повышать своё мастерство, воспитывать молодежь, укреплять позиции ДВ джаза. В. Захаров, (Хабаровск)
|
Интересное:
Из обсуждений в сети: ... книжка вышла у Оскара Питерсона очень добрая, веселая и романтичная. Хотя жизнь этого музыканта напоминала полосу препятствий, которые приходилось преодолевать с боем. В эпилоге Питерсон замечает, что «для многих музыкантов и артистов самое трудное в творчестве – управлять своими личными чувствами, а порой даже подавлять их». Сам Питерсон, видимо, легко справляется со своими повседневными настроениями, чтобы потом они фонтаном эмоций выплеснулись в его гениальной игре на рояле.
узнать больше и купить эту книгу
Из книги История джазового исполнительства в России
Вокально-инструментальный оркестр под руководством Юрия Сергеевича Саульского (1928-2005) не случайно дебютировал на втором ленинградском джазовом фестивале. Этим выступлением (апрель 1966), как и первыми концертами в Московском театре эстрады, оркестр сразу же заявил о своем намерении серьезно пропагандировать джаз. И, действительно, после оркестра Олега Лундстрема ни один столичный коллектив не предлагал публике такого количества инструментальных пьес в одном концерте. «Джаз еще пасынок на эстраде, – писал Саульский, – А ведь настоящая джазовая музыка требует филармонической пропаганды, безусловно лишенной, прежде всего, всех компонентов обычной эстрады. Нужно приучиться слушать музыку без ее оправдания. Настоящий джаз должен существовать наряду с эстрадной, популярной легкой музыкой, – это доказывать излишне. Но джазовая музыка должна пропагандироваться столь же серьезно, как камерная, и столь же широко, как эстрадная». Коллектив был необычен: помимо традиционных оркестровых секций (трубы, тромбоны, саксофоны, ритм-группа) в нем использовался вокальный октет в роли инструментальной группы. Применяя вокально-слоговое пение (скэт), вокалисты исполняли риффы, короткие мелодико-ритмические формулы, во время импровизаций инструменталистов или же создавали гармонический фон.
книги и ноты на нашем сайте:
просто щекните мышкой по обложке