Войдите или зарегистрируйтесь.

Войти

Логин
Пароль

Регистрация

Логин
Пароль
Повторите пароль
Ваше имя
Ваш e-mail


Что?
Где?
Почем?
ХОЧУ!

Джазовая энциклопедия
джазовые сайты

радио джаз слушать

джазовые книги

сколько стоит доставка?

реклама на сайте
RSS


Подпишитесь на наши новости:


PARKER Maceo


PARKER Evan

Реклама:

ПЕЧАТЬ КНИГ ПО ТРЕБОВАНИЮ
(Book On Demand)
– способ печати книг по мере необходимости и малыми тиражами.
От одного экземпляра. С выплатой автору гонорара.
подробнее

Рекомендуем


Фейертаг В.
История джазового исполнительства в России
Купить Фейертаг В. История джазового исполнительства в России
380.00 руб.


учебный DVD курс по импровизации
Импровизировать может каждый
Купить учебный DVD курс по импровизации Импровизировать может каждый
2980.00 руб.


Оскар Питерсон
Джазовая одиссея Автобиография
Купить Оскар Питерсон Джазовая одиссея  Автобиография
980.00 руб.


Фейертаг В.
Джаз. Энциклопедический справочник
Купить Фейертаг В. Джаз. Энциклопедический справочник
1600 руб.



GILLESPIE Dizzy

Трубач, вокалист, руководитель ансамблей и оркестров, композитор, аранжировщик, родоначальник современного импровизационного джаза («отец бибопа»).

Диззи ГИЛЛЕСПИ

John Birks ‘Dizzy’ Gillespie

 

21.10.1917, Чироу, шт. Южная Каролина
06.01.1993, Инглвуд, шт. Нью-Джерси
 

Dizzy Gillespie, Диззи ГИЛЛЕСПИКаунт Бэйси сказал: «Гиллеспи создал 75 процентов современного джаза», а Бенни Картер, оценивая виртуозность исполнителя, добавил: «Изобретатель трубы знал, что есть вещи, которые на этом инструменте сделать нельзя, но он забыл сказать об этом Диззи».

В детстве играл на многих инструментах, но в 12 лет остановил свой выбор на трубе. Изучал теорию музыки в Лоринбургском институте (Северная Каролина), в 1935 приехал в Филадельфию, играл с разными составами и через полтора года заменил в оркестре Тэдди Хилла своего кумира Роя Элдриджа.

В 1938 появился в Нью-Йорке, очень быстро зарекомендовал себя как профессиональный исполнитель и написал первые аранжировки для оркестров Вуди Германа, Джимми Дорси и Эрла Хайнза. В 1939–41 играл в биг-бэнде Кэба Кэллауэя, в 1943 провел два месяца в оркестре Дюка Эллингтона, сотрудничал также с Эллой Фицджеральд, Бенни Картером, Коулменом Хокинсом, Чарли Барнетом, Лаки Миллиндером.

С 1942 регулярно приходил на джем-сэшнз в Minton’s Playhouse, весь следующий год постоянно играл с разными составами на 52-й улице, где его партнерами были Чарли Крисчиен, Телониус Монк, Кенни Кларк, Оскар Петтифорд и прежде всего Чарли Паркер. В 1944 вместе с Паркером, с которым познакомился в 1940 году в Канзас-сити, работал в бэнде Билли Экстайна (был также музыкальным руководителем оркестра).

Вместе со своими коллегами-единомышленниками упорно утверждал новый стиль джаза — «бибоп», не связанный с танцевальной музыкой, основанный на виртуозных импровизациях солистов и нередко на весьма сложных (по тому времени), угловатых темах. Многие из них были записаны в 1945 квинтетом ПаркераГиллеспи (во многих случаях авторство приписывается обоим). В том же году собрал первый в истории джаза биг-бэнд в стиле бибоп. В композициях и аранжировках упор был сделан не на звучание инструментальных групп, а на игру солистов-импровизаторов, таких как Милт Джексон, Рэй Браун, Джеймс Муди, Сесил Пэйн, Джей Джей Джонсон, Юзеф Латиф (позже присоединились Джон Колтрейн, Джимми Хит, Пол Гонзалес). К тому же Гиллеспи добавил в ритм-группу нескольких перкуссионистов (самым известным стал Чано Позо), дабы подчеркнуть афроамериканские корни джаза (эту музыку принято называть афро-кубинской). В 1946–48 оркестр несколько раз гастролировал в Европе и 29 сентября 1947 выступил в «Карнеги-холле» с большой концертной программой, в которой впервые прозвучали Toccata For Trumpet And Orchestra Джона Льюиса, Good Bait Тэда Дамерона и сюита Джорджа Рассела Сubana Be, Cubana Bop.

После 1950 Гиллеспи выступал с квинтетом, регулярно записывал пластинки (с 1951 владел своей фирмой грамзаписи), в 1953 сотрудничал с антрепризой Нормана Грэнца Jazz At The Philharmonic. Его партнерами чаще всего становились Дон Байес, Эл Хейг, Лео Райт, Джуниор Манс, Лало Шифрин, Стэн Леви, Лес Спэн и др. В 1955–59 вновь руководил бэндом, с которым ездил на гастроли в Азию, Африку и на Ближний Восток. В 1962–68 собрал новый оркестр — Reunion Big Band, а в 1981 — Dream Band. Параллельно постоянно играл в малых группах, выступал на многих фестивалях, три раза представлял джаз в Белом доме.

В 70-е годы входил в различные звездные составы, в следующем десятилетии выступал с ансамблем, в который входили трубачи Артуро Сандоваль и Клаудио Родити, саксофонист Пакито Д’Ривера, перкуссионист Аирто Морейра, вокалистка Флора Пурим. Сотрудничал с молодыми коллегами, которых по праву считал своими учениками, — Джоном Фэддисом, Артуро Сандовалем и Уинтоном Марсалисом. Самые известные композиции Гиллеспи: Night In Tunisia, Manteca, Con Alma, Bebop, Salt Peanuts, Dizzy Atmosphere, Groovin’ High, Woody’n You, Blue N’Boogie.

Еще в 1961 журнал Down Beat выбрал Гиллеспи в символический Пантеон славы. В конце 70-х стал почетным доктором нескольких университетов. Гиллеспи считается вторым человеком в джазе после Луи Армстронга. В течение многих десятилетий он был недосягаем как джазовый виртуоз и оказал влияние на многих музыкантов по-следующих поколений (не только трубачей). Гиллеспи завоевал признание широких масс как шоумен, был одним из мастеров скэта, вокально-слогового пения (сам термин «бибоп» считается его выдумкой и произошел от скэта), законодателем новой сценической моды (экстравагантные костюмы и головные уборы пришли на смену фракам, типичным для эпохи свинга), остроумным конферансье и часто шокировал общественность своими выходками. В 1953 его трубу случайно помяли, после чего у него возникла идея изготовить специальный инструмент, с раструбом, направленным вверх под углом 45 градусов. В 1969 объявил себя независимым кандидатом на выборах президента США.

 

Избранные записи:

  • Shaw Nuff (1945–46)
  •  One Bass Hit (1946)
  •  Dizzy Gillespie. Vol. 1–2 (1952)
  •  Dizzy Gillespie In Paris (1953)
  •  The Dizzy GillespieStan Getz Sextet. Vol. 1–2 (1954)
  •  Roy And Diz. Vol. 1–2 (1955)
  • Groovin’ High (1955)
  • Dizzy At Home And Abroad (1957)
  •  Dizzy Gillespie At Newport (1958)
  •  Dizzy Gillespie And Count Basie At Newport (1958)
  • Diz ‘N’ Bird In Concert (1959)
  • Have Trumpet,Will Excite (1959)
  • Gillespiana: The Carnegie Hall Concert (1960)
  • Trumpet Giants (1962, с Майлзом Дэвисом и Фэтсом Наварро)
  •  Dizzy Gillespie And The Double Six Of Paris (1964)
  •  A Night In Tunisia (1966)
  • Reunion Big Band (1968)
  •  Dizzy Gillespie’s Big Four (1974)
  • AfroCuban Jazz Mood (1975)
  • New Faces (1984)
  • Dizzy’s Diamonds: The Best Of The Verve Years. 1950–64 (1993)
  •  Оскар Питерсон и Диззи Гиллеспи (1978)
  •  Диззи Гиллеспи (1988)
  • Вокалисты бибопа (1991)

 


джаз

энциклопедическая справка подготовлена по книге:
 
(с) Все права защищены. Правила использования материала
письмо в Инфо-Джаз
 
Есть что добавить? Просто напишите нам:

 


 

Несколько имен из нашей энциклопедии

(просто нажмите на фотографию) 

Телониус МонкКаунт Бэйси, джазовые биографииЭлла ФицджеральдЧарли Паркер, Charles Parker джаз
Луис Армстронг, джазДюк Эллингтон, биография, джазКенни КЛАРК CLARKE KennyДжон КОЛТРЕЙН, John Coltrane, джаз



Это большое и нужное дело

... я всегда восхищался тем, как бережно американцы относятся к своей культуре! Отреставрированы все записи, собраны все мемуары, не потерялся ни один исполнитель...
Вы делаете неоценимый труд и для наших современников и для будущих поколений россиян!
В. Киселев (Москва)

Спасибо В. Фейертагу ...

Очень благодарен Вам (и все дальневосточные музыканты) за включение наших имен в справочник "Джаз в России". Очень рад! А за молодых ребят ОСОБЕННО!
Теперь их вся РОССИЯ сможет узнать. ... Мы и далее будем стараться повышать своё мастерство, воспитывать молодежь, укреплять позиции ДВ джаза.
В. Захаров, (Хабаровск)


Интересное:

Питерсон О. "Джазовая Одиссея. Автобиография"Из обсуждений в сети: ... книжка вышла у Оскара Питерсона очень добрая, веселая и романтичная. Хотя жизнь этого музыканта напоминала полосу препятствий, которые приходилось преодолевать с боем. В эпилоге Питерсон замечает, что «для многих музыкантов и артистов самое трудное в творчестве – управлять своими личными чувствами, а порой даже подавлять их». Сам Питерсон, видимо, легко справляется со своими повседневными настроениями, чтобы потом они фонтаном эмоций выплеснулись в его гениальной игре на рояле.

 узнать больше и купить эту книгу

 

 

 

Из книги История джазового исполнительства в России

ВИО Юрия Саульского

Вокально-инструментальный оркестр под руководством Юрия Сергеевича Саульского (1928-2005) не случайно дебютировал на втором ленинградском джазовом фестивале. Этим выступлением (апрель 1966), как и первыми концертами в Московском театре эстрады, оркестр сразу же заявил о своем намерении серьезно пропагандировать джаз. И, действительно, после оркестра Олега Лундстрема ни один столичный коллектив не предлагал публике такого количества инструментальных пьес в одном концерте. «Джаз еще пасынок на эстраде, – писал Саульский, – А ведь настоящая джазовая музыка требует филармонической пропаганды, безусловно лишенной, прежде всего, всех компонентов обычной эстрады. Нужно приучиться слушать музыку без ее оправдания. Настоящий джаз должен существовать наряду с эстрадной, популярной легкой музыкой, – это доказывать излишне. Но джазовая музыка должна пропагандироваться столь же серьезно, как камерная, и столь же широко, как эстрадная». Коллектив был необычен: помимо традиционных оркестровых секций (трубы, тромбоны, саксофоны, ритм-группа) в нем использовался вокальный октет в роли инструментальной группы. Применяя вокально-слоговое пение (скэт), вокалисты исполняли риффы, короткие мелодико-ритмические формулы, во время импровизаций инструменталистов или же создавали гармонический фон.

 читать дальше

 


 

книги и ноты на нашем сайте:

просто щекните мышкой по обложке

ДЖАЗ В РОССИИ. Краткий энциклопедический справочникОскар Питерсон ДЖАЗОВАЯ ОДИССЕЯ АВТОБИОГРАФИЯИстория джазового исполнительства в РоссииВ. Фейертаг Джаз. Энциклопедический справочникД. Саймон  Гленн Миллер и его оркестрКулль М. "Ступени восхождения"Пономарев Валерий На обратной стороне звукаВеликие люди джазаС. Тепляков Дюк Эллингтон. Путеводитель для слушателякнига Рейзнер  ПТАШКА. ЛЕГЕНДА О ЧАРЛИ ПАРКЕРЕНэт Шапиро, Нэт Хентофф Послушай, что я тебе расскажу... История джаза, рассказанная людьми, которые ее создавали Д. Джоэлл Герцог. Портрет Дюка ЭллингтонаЮ. Верменич   ДЖАЗ. История. Стили. МастераБарбан Ефим ЧЕРНАЯ МУЗЫКА, БЕЛАЯ СВОБОДАЕ. Барбан Контакты. Собрание интервьюБарбан Джазовые опытыЕ. Барбан Джазовые диалогиМыльникова Е. Пентатоника в Jazzовой импровизацииДжазовый вокал: практическое пособие для начинающихУчебный видео курс по импровизации Импровизировать может каждый

джазовые книги


Джазовый проект
издательства СКИФИЯ
Джазовый проект издательства СКИФИЯ
интернет-магазин нот, Калинина рабочая тетрадь, ноты для фортепиано Яндекс.Метрика издать книгу
джаз mp3
бесплатно
РЕКЛАМНЫЙ ЛИСТ: