КОЗЛОВ Алексей
Саксофонист (альт и сопрано), композитор, специалист в области компьютерных электронных технологий руководитель ансамблей, создатель и руководитель ансамбля «Арсенал», публицист, заслуженный артист РСФСР (1988), народный артист России (2005).КОЗЛОВ Алексей Семёнович
13.10.1935, Москва
Саксофонист (альт и сопрано), композитор, специалист в области компьютерных электронных технологий руководитель ансамблей, создатель и руководитель ансамбля «Арсенал», публицист, заслуженный артист РСФСР (1988), народный артист России (2005).
В 1962 году окончил Московский архитектурный институт, в 1962-75 работал в Институте технической эстетики. Окончил музыкальную школу по классу фортепиано, саксофон осваивал самостоятельно. В 1981 году, уже будучи известным исполнителем и композитором, заочно окончил Московское областное училище по классу саксофона. Дебютировал на тенор-саксофоне. В 1959 году вместе с Андреем Товмасяном организовал квинтет и выступил на фестивале в Тарту (Эстония). В 1962 году играл на баритон-саксофоне в секстете Вадима Сакуна на фестивале в Варшаве. В 1961-65 руководил квинтетом в московском кафе “Молодежное”, перешел на альт-саксофон и с разными ансамблями выступал на фестивалях 60-х годов. В 1966-67 работал в «ВИО-66» Юрия Саульского, создал квартет из солистов оркестра (Игорь Бриль, Анатолий Соболев, Владимир Журавский). В 1968-69 руководил ансамблем в кафе “Ритм” (Александр Пищиков, Юрий Маркин, Владимир Васильков), затем в кафе “Печора” (Николай Громин, Анатолий Соболев, Михаил Кудряшов). С 1980 преподавал в Московской студии музыкальной импровизации, на базе которой организовал первый в стране джаз-роковый ансамбль «Арсенал».
В 1976 году коллектив начал гастрольную деятельность (от имени Калининградской областной филармонии) и в последующие десятилетия оставался неизменным фаворитом у молодежной аудитории. В 90-е годы Козлов увлекся созданием концертных программ в стиле “третьего течения” – выступал в Вудстоке (США) как актер, композитор и музыкант, а также в Туре (Франция) и Бонне (Германия) с камерным оркестром Юрия Башмета «Солисты Москвы», организовал дуэт с Вячеславом Горским, играл с квартетом им. Д.Д. Шостаковича, представил новые версии музыки французских композиторов (Форе, Равеля, Дебюсси) с симфоническим оркестром московской филармонии. В 1995 выступил в концерте Тамары Гвердцители в Карнеги-холле (Нью-Йорк). В конце 90-х годов представил новый состав «Арсенала» (с вокалистами Валерием Каримовым, Хью Уинном). Кроме того, возник дуэт с пианистом Дмитрием Илугдиным (автобиографическая программа «Линия жизни»). В 1999 собрал еще один состав – «Ars Nova Trio» – в стиле new emotional music, представлявший, по словам Козлова, «эстетику, близкую к пост-модернизму». В 2001 создал программу «"Арсенал" в прогрессив-роке», а затем в течение двух лет выпустил две серии компакт-дисков «История джаза» и «Инструменты в джазе» в формате МР-3. В 2005 выступил в резиденции президента Чехии Вацлава Клауса. В 2006-08 провел серию лекций-концертов в Московском международном доме музыки.
Козлов стал первым отечественным джазовым музыкантом, проявившим профессиональный интерес к рок-культуре. С 1987 года – председатель секции рок-музыки Московского отделения Союза композиторов России. В 1990 году был ведущим телепрограмм “Весь этот джаз!” и “Импровизация на тему”, публиковал в журнале “Музыкальная жизнь” статьи о рок-музыке. В 1998-2003 выпустил несколько книг, в том числе “Козел на саксе”, «Рок-музыка: истоки и развитие», «Джаз, рок и медные трубы». Среди большого числа композиций, написанных для «Арсенала», самые известные – “Опасная игра”, “Сюита ля бемоль мажор”, “Башня из слоновой кости”, “Регтайм”, “Тайна”, Генезис”, “Бесполезный разговор”, “Как при вечере-вечоре” (обработка русской народной песни) и др.
Записи:
- с ансамблем «Арсенал»,
- также – «Джаз-65», пл. 1,
- «Джаз-67», пл. 2,
- «Неизвестный "Арсенал"» (1994),
- «Горы Киммерии» (1996),
- «Ностальгия» (1996),
- «A. Kozlov Meets The Shostacovich Quartet» (1998),
- «Arsenal: Life At The Forte Club» (2000),
- «Генезис2 (2002),
- «Живые линии» (2004),
- «Седьмое воплощение» (2004),
- «Подпольный "Арсенал"» (2005),
- «Господин Великий Новгород. Запись 1962 года с Андреем Товмосяном» (2008)
Это большое и нужное дело... я всегда восхищался тем, как бережно американцы относятся к своей культуре! Отреставрированы все записи, собраны все мемуары, не потерялся ни один исполнитель...
Вы делаете неоценимый труд и для наших современников и для будущих поколений россиян!
В. Киселев (Москва)
|
Спасибо В. Фейертагу ...Очень благодарен Вам (и все дальневосточные музыканты) за включение наших имен в справочник "Джаз в России". Очень рад! А за молодых ребят ОСОБЕННО!
Теперь их вся РОССИЯ сможет узнать. ... Мы и далее будем стараться повышать своё мастерство, воспитывать молодежь, укреплять позиции ДВ джаза. В. Захаров, (Хабаровск)
|
Интересное:
Из обсуждений в сети: ... книжка вышла у Оскара Питерсона очень добрая, веселая и романтичная. Хотя жизнь этого музыканта напоминала полосу препятствий, которые приходилось преодолевать с боем. В эпилоге Питерсон замечает, что «для многих музыкантов и артистов самое трудное в творчестве – управлять своими личными чувствами, а порой даже подавлять их». Сам Питерсон, видимо, легко справляется со своими повседневными настроениями, чтобы потом они фонтаном эмоций выплеснулись в его гениальной игре на рояле.
узнать больше и купить эту книгу
Из книги История джазового исполнительства в России
Вокально-инструментальный оркестр под руководством Юрия Сергеевича Саульского (1928-2005) не случайно дебютировал на втором ленинградском джазовом фестивале. Этим выступлением (апрель 1966), как и первыми концертами в Московском театре эстрады, оркестр сразу же заявил о своем намерении серьезно пропагандировать джаз. И, действительно, после оркестра Олега Лундстрема ни один столичный коллектив не предлагал публике такого количества инструментальных пьес в одном концерте. «Джаз еще пасынок на эстраде, – писал Саульский, – А ведь настоящая джазовая музыка требует филармонической пропаганды, безусловно лишенной, прежде всего, всех компонентов обычной эстрады. Нужно приучиться слушать музыку без ее оправдания. Настоящий джаз должен существовать наряду с эстрадной, популярной легкой музыкой, – это доказывать излишне. Но джазовая музыка должна пропагандироваться столь же серьезно, как камерная, и столь же широко, как эстрадная». Коллектив был необычен: помимо традиционных оркестровых секций (трубы, тромбоны, саксофоны, ритм-группа) в нем использовался вокальный октет в роли инструментальной группы. Применяя вокально-слоговое пение (скэт), вокалисты исполняли риффы, короткие мелодико-ритмические формулы, во время импровизаций инструменталистов или же создавали гармонический фон.
книги и ноты на нашем сайте:
просто щекните мышкой по обложке